АЗАПИ через суд обяжет «ВКонтакте» сотрудничать с правообладателями

ВКалывают роботы – счастлив человек.

16 февраля 2016 года Мосгорсуд удовлетворил заявление юридического отдела АЗАПИ о блокировании доступа к книге Захара Прилепина «Обитель» на сайте «ВКонтакте». Зачем Ассоциация обратилась в суд с одним-единственным произведением? Дело в том, что после отчёта администрации сайта vk.com об удалении книги она осталась доступна для скачивания, причём по тому же адресу. И такое на этом сайте происходит регулярно.

Пиратство похоже на лернейскую гидру: как у ядовитого чудища из древнегреческих мифов, у него тут же отрастают две новых головы на месте отрубленной. И хорошо, если только две, добавим мы оптимистично. Однако авторы и правообладатели не теряют надежды найти эффективный метод борьбы с ядовитым гадом. В разных странах используют различные меры и методы – внедрение цифрового отпечатка (фингерпринта), штрафы и блокировки, «письма счастья» и ограничение скорости интернет-доступа… У нас в стране, в отличие от, скажем, Германии и Великобритании, пошли по пути, который предусматривает ответственность не пользователей, а владельцев пиратских сайтов, наживающихся на ворованной чужой собственности. Достаточно гуманно и в то же время оправданно – пользователь не обязан отличать пиратский контент от легального. Однако несмотря на всю мягкость российского «антипиратского» законодательства, стон не умолкает – правообладатели, мол, давят свободу интернета. Может, хоть в этот раз общественное мнение станет на сторону обворовываемых творцов и издателей?

16 февраля 2016 года Мосгорсуд удовлетворил заявление юридического отдела АЗАПИ о блокировании доступа к книге Захара Прилепина «Обитель» по адресу https://vk.com/docs?oid=-109203820. В ответ на претензию АЗАПИ администрация сообщила, что спорный контент удалён.

Однако на самом деле книга Прилепина осталась доступна по тому же адресу.

Обращаясь в суд от имени участника АЗАПИ ­– издательства АСТ, которому принадлежит исключительная лицензия на произведение, Ассоциация не собирается воевать с одной лишь из голов гидры, отдавая себе отчёт, что на её месте вырастет несколько других. АЗАПИ в этом случае ставит себе куда более высокую цель.

Дело в том, что АЗАПИ в очередной раз собирается вести судебный процесс с администрацией «ВКонтакте». Подчёркиваем – не с самой соцсетью. И не с пользователями популярного ресурса. А с ООО «В Контакте» – организацией, размещающей рекламу на сайте vk.com, а также выполняющей функции администратора этого сайта. С администрацией ресурса, который признан крупнейшим пиратом Рунета.

Мы понимаем, что стандартным «оправданием» администрации соцсетей является довод «это не мы контент выкладываем, мы лишь информационные посредники, это пользователи пиратят, с них и спрашивайте». Однако перекладывать ответственность на рядовых посетителей площадки как минимум некорректно. Мы исходим из презумпции добросовестности пользователей – если выложил, значит, имеешь на это право. Однако если администрация сайта однажды уже удалила этот контент по претензии правообладателя, то дальше настаивать на добросовестности и неосведомлённости пользователя уже не получится. Особенно если он снова и снова выкладывает удалённый файл, что зачастую и происходит сейчас.

Администрация площадки не должна позволять пользователям повторно размещать на сайте тот контент, по которому уже получала претензию. Получение десятков тысяч претензий об удалении книг давно должно было вызвать обоснованные сомнения относительно гарантий и презумпций добросовестности пользователей. Однако администрация ВК продолжает «верить» гарантиям анонимного пользователя и требовать предоставления контрактов с авторами от издателей, даже при всей очевидности наличия у них прав на оспариваемые произведения.

Что же остаётся авторам и правообладателям, которые хотят защитить свои произведения от тотального копирования? Правила ООО «В Контакте» оставляют «заявителям» не так уж много вариантов.

Пункт 5 раздела Правил ВК

5. Злоупотребление процедурой рассмотрения заявлений

… Следующие действия признаются Администрацией Сайта злоупотреблением со стороны Заявителей:…

— использование автоматических рассылок и/или роботов для обращения и/или коммуникаций с Администрацией Сайта…

Итак, для своей защиты администрация ВК запретила использовать роботизированную систему выставления претензий. Правообладатели вынуждены тратить гигантские временнЫе и человеческие ресурсы на гонку за пиратами. Сейчас только по претензиям мониторингового отдела АЗАПИ на сайте vk.com вручную блокируется более 20 тысяч документов ежемесячно.

Кроме того, мы настаиваем на том, что информационным посредником не может быть признана сеть, которая не в состоянии предоставить информацию о владельце аккаунта, – лице, которое ввело сеть в заблуждение. Это, кстати, формально совпадает с требованиями Правил ВК.

2.3. Обращаясь с заявлением к Администрации Сайта, лицо должно аргументированно заявить о нарушении его прав и законных интересов. Заявление должно содержать следующую достоверную информацию:

2.3.1. сведения о Заявителе, позволяющие его идентифицировать и оперативно с ним связываться в случае необходимости, в том числе по электронной почте:

а) для физического лица — фамилию, имя, отчество, паспортные данные (серия и номер, кем выдан, дата выдачи), контактную информацию (номера телефона и (или) факса, адрес электронной почты);

б) для юридического лица — наименование, место нахождения и адрес, контактную информацию (номера телефона и (или) факса, адрес электронной почты).

ЧЕГО МЫ ДОБИВАЕМСЯ

Сайт должен при загрузке файлов либо требовать от пользователя документы, подтверждающие его право загружать контент, либо, если юзеры гарантируют законность размещения контента и считают себя правообладателями, распространить на них требования администрации ВК к правообладателям, тем самым поставив их в равные условия.

Как правообладатель (или его представитель), требующий удаления произведения, так и «правообладатель-пользователь», загружающий контент, обязаны предоставить полную идентифицирующую информацию о себе в соответствии с разделом 5 Правил ВК.

Если администрация желает сохранить приватность данных своих пользователей, то соглашение с неустановленным лицом не может обеспечить администрации ВК статус информационного посредника. Именно поэтому АЗАПИ и обратилась в Мосгорсуд. Мы хотим, чтобы суд обязал администрацию ВК ограничивать повторное размещение контента самостоятельно, без дополнительного направления претензий правообладателями.

Кроме того, мы предлагаем технически иное решение для ограничения действий пользователей, неоднократно уличённых в нарушении прав на интеллектуальную собственность. Сейчас для особо злостных пиратов администрация ВК применяет блокировку аккаунта. Однако мы считаем, что правильнее и гуманнее было бы не лишать человека возможности пользоваться соцсетью, своими контактами и проч., а просто ограничить его возможность выкладывать на сайте файлы. Это, по нашему мнению, вполне осуществимо: новый пользователь, только что зарегистрировавшийся в соцсети, не сразу получает возможность заливать контент, а лишь по прошествии некоторого времени, когда он заполнит свой профайл до определённой степени. Этот процесс можно обратить вспять и «поразить в правах» пиратов-рецидивистов, не лишая их, тем не менее, возможности заходить на сайт. Дискредитированный пользователь не должен иметь право заливать контент.

Также мы рассчитываем, что ВК примет правила относительно санкций в отношении пользователей и пабликов, которые ввели администрацию в заблуждение, и опубликует правила блокировки аккаунтов пользователей и пабликов, которые негласно применяются уже сейчас.

Мы уже несколько лет взаимодействуем с администрацией «В Контакте». Однако понятной правообладателям и прозрачной схемы блокировки у ресурса просто не существует. АЗАПИ эмпирическим путём удалось установить некий алгоритм, который мы и обнародовали. Он может сработать, а может и нет. Однако мы постоянно наблюдаем повторное размещение контента. Причём делают это зачастую те же пользователи в тех же пабликах.

Мы считаем повторное размещение грубым нарушением наших прав, поскольку и администрация соцсети, и пользователь уже точно знают, что этот контент краденый.

Это свидетельствует о том, что система взаимодействия ВК с правообладателями не является эффективной и достаточной. Мы решили через суд обязать администрацию ООО «В Контакте» принять меры, которые обеспечат невозможность повторного выкладывания контента.

Отметим также, что книжная индустрия неоднократно предлагала администрации соцсети эффективный механизм взаимодействия, даже выступала с предложением по легализации контента, позволяющему читать произведения на сайте ВК по различным моделям, в том числе и бесплатным для пользователей. Однако сделанное в августе 2015 года официальное предложение так и осталось без ответа. Меры так и не были приняты, ситуация с размещением на сайте соцсети нелегализованного контента остались прежней. Поэтому обращение в суд мы считаем адекватной мерой.

Ещё раз подчеркнём: цель АЗАПИ – не заблокировать «ВКонтакте», а прекратить нарушения и обязать администрацию сайта выработать и обнародовать ясные и чёткие правила для всех правообладателей.

И, конечно, соблюдать их.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *